Профильное образование – желательный, но не обязательный атрибут специалиста в области B2B-коммуникаций. Такой вывод мы сделали, опросив более 150 специалистов по PR и маркетинговым коммуникациям, работающих в B2B-компаниях.
По данным телефонного опроса 1600 человек старше 18 лет, проведенного в апреле 2019 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), только 51% россиян работают по специальности. Среди людей с высшим образованием этот процент чуть больше – он достигает 58%.
В2В-коммуникаторы, которые имеют как минимум одно высшее образование (около 10% из них – 2 или 3), не значительно выбиваются из общего тренда, как бы демонстрируя, что профильное образование – не более чем хорошее подспорье для начала карьеры в отрасли. Только 53% участников исследования получили диплом в области маркетинга, PR или рекламы.
Остальные 47% респондентов либо получили образование в смежных областях (таких как, журналистика или социология), либо обладают навыками, которые ценятся при работе на промышленных рынках (техническое или другое специализированное образование). Как оказалось, в сфере В2В-коммуникаций работают и дипломированные экономисты, финансисты, инженеры, управленцы, биологи, психологи, политологи, юристы и даже медицинские работники.
«Сегодня в большей степени важен не факт получения диплома, а так называемая экосистема знаний, умений и компетенций. Для ее накопления мало одного академического образования, необходимо life time learning, постоянный обмен опытом, интерес к трендам и новым идеям в профессии и за ее пределами. Умение слышать все стороны, анализировать информацию, решать задачи, не имеющие стандартного решения, удерживать видение общей картины в периоды изменений и находить оптимальные win-win решения – это те ключевые умения, которые делают коммуникаторов успешными. Именно эти качества, наравне с фактом профильного образования и мотивацией человека к работе, являются для меня важнейшими маркерами, например, при выборе кандидата в команду», - считает Екатерина Артемьева, директор по стратегическим коммуникациям холдинга GS Group.
Маркетинг – наше все
То, что Филипп Котлер в своих работах называл «потребительским маркетингом» и «маркетингом предприятий», мы сегодня называем B2C и B2B-маркетингом. На рынках B2C сегодня в тренде так называемый «маркетинг 3.0», ориентированный уже не на собственные потребности покупателей, а на их ценности и потребности более высокого порядка, связанные с защитой окружающей среды и заботой о благосостоянии общества, обращающийся уже не просто к эмоциям, а к сердцам и душам людей. Важную роль при этом в системе маркетинговых коммуникаций занимает PR, потому что без правильной и безупречной репутации компаний и брендов такого рода маркетинговые стратегии просто недостижимы.
На рынках B2B ситуация отличается. B2B-компании и бренды также стараются включаться в современные тренды, такие как приверженность идеям устойчивого развития и внесение своего вклада в «общее дело» мирового масштаба. Но то, что в B2C-маркетинге сегодня является одной из ключевых стратегий, в B2B – лишь тема для корпоративных коммуникаций. По большей части B2B-коммуникаторов, как маркетологов, так и PR-специалистов, сегодня волнуют другие задачи.
Как нам удалось выяснить, 81% специалистов в области В2В-коммуникаций работают в отделах, подчиняющихся напрямую генеральному директору или его заместителю. Сегодня, когда на российском рынке оранжевых организаций всё ещё значительно больше, чем бирюзовых (изумрудных), «близость» к руководителю – признак значимости структуры и веса её консолидированного мнения в процессе принятия тактических и стратегических решений.
В то время как почти в половине В2В-компаний (49%) PR-коммуникации находятся в ведении департамента/отдела маркетинга, в 38% случаев предприятия (как российские, так и зарубежные) создают под эти задачи самостоятельный департамент/отдел по связям с общественностью (PR), коммуникациям или пресс-службу. Нужно отметить, что это достаточно высокий процент.
Структурные подразделения, ответственные за коммуникации в B2B-компаниях
Узнать больше о том, как устроена работа PR-специалистов и маркетологов B2B-компаний и брендов, какие задачи они решают, какие технологии используют и с какими сложностями сталкиваются, вы можете из исследования B2B Communication Vector 2020, проведенного коммуникационным агентством Fresh Russian Communications. Запросить исследование можно по электронной почте: moscow@frc-pr.com.
___________________________________
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе самых актуальных новостей В2В-коммуникаций!
Чтобы получать нашу e-mail-рассылку «Дайджест #PRinB2B», отправьте заявку на почту: b2b-journal@frc-pr.com.