ГлавнаяИнтервьюДарья Чудная: Пуски наших ракет — это настоящий перформанс

Дарья Чудная: Пуски наших ракет — это настоящий перформанс

29.06.2022

Компания SR Space (ранее – Success Rockets) развивает частную космонавтику в России. В экосистему SR Space входят 4 дочерние компании, которые занимаются анализом космических данных и разработкой сверхлёгких и лёгких ракетоносителей, спутников и космических систем. Дарья Чудная, заместитель генерального директора SR Space по коммуникациям, рассказала в интервью B2B Journal о важности популяризации идеи частного космоса в России, и как в этом помогают коллаборации с диджитал-художниками.

Ксения Алексеева
Управляющий партнер Fresh Russian Communications

— Компания Success Rockets появилась относительно недавно, но уже успела заявить о себе. Недавно вы сделали ренейминг и стали SR Space. Расскажите, чем занимается ваша компания, какие цели ставит перед собой, и кто ваша целевая аудитория?

Дарья Чудная: SR Space (ранее – Success Rockets) – это частная российская космическая компания. Мы занимаемся разработкой лёгких ракета-носителей, спутников и спутниковых группировок и анализом космических данных. Это экосистема, внутри которой мы сейчас создаём четыре основных спутниковых группировки: для климатического, оптического, радиолокационного мониторинга и для широкополосного интернета.

Нам важно выстроить полноценный бизнес, который будет приносить деньги – это с одной стороны. С другой – мы хотим показать на своём примере, что частная космонавтика в России возможна. Показать, что в этой области могут быть успешные проекты.

Что касается аудитории, то тут есть несколько направлений. Наши основные заказчики – это бигтехи, бизнес и государство. Космический данные сейчас востребованы практически в любой отрасли: начиная от сельского хозяйства и нефтедобывающей промышленности и заканчивая здравоохранением и экологией.

Наши B2B-коммуникации нацелены на международное и российское космическое профессиональное сообщество, инвесторов, заказчиков, представителей власти и государственного сектора. На поле B2C-коммуникаций мы взаимодействуем с любителями космонавтики, «сочувствующими» и потенциальной аудиторией, включая возможных сотрудников. 

— Насколько космическая отрасль конкурентна в России и можно ли сказать, что главным конкурентом является государство?

Д.Ч.: Частная космонавтика в России только-только начинает развиваться. Да, есть компании, которые на рынке уже более 5-6 лет, но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Что касается конкуренции: по сверхлёгким и лёгким ракетам у нас сейчас конкурентов среди «частников» в России нет, а Роскосмосу это просто не интересно (они про ракеты среднего и тяжелого класса). По спутникам и анализу космических данных – конкуренция есть. Но нельзя сказать, что она высокая. И нужно всегда помнить, что любая частная космонавтика – это всегда частно-государственное партнёрство.

— Вы продвигаете идею частного космоса, той сферы, которая в нашей стране традиционно считается прерогативой государства. С какими сложностями вы сталкиваетесь в рамках корпоративных коммуникаций?

Д.Ч.: Мне бы хотелось, чтобы про космонавтику в нашей стране говорили чаще и ещё более увлеченно. И про государственную, и про частную. И здесь есть несколько барьеров, с которыми мы работаем в области коммуникаций. Во-первых, по разным причинам к отечественной космонавтике сейчас несколько противоречивое отношение. Во-вторых, во многом коммуникация в этой сфере строится вокруг славных достижений прошлого века. Вокруг имен Королёва, Гагарина, Леонова, Джанибекова и т.д. Я восемь лет возглавляла пресс-службу и маркетинг московского Музея космонавтики. И, можно сказать, мы с 2014 года с коллегой построили эту пресс-службу с нуля и вместе с командой музея создали тот бренд Музея космонавтики, который каждому из нас сейчас знаком. Пока я работала в музее, я узнала, как много всего интересного происходит у нас в современной космонавтике – и мы это через каналы коммуникации старались транслировать. Но этого недостаточно, к этому должны подключиться гораздо больше игроков. Одних музеев космонавтики и Роскосмоса недостаточно. И, в-третьих, если говорить про частную космонавтику – из-за отсутствия успешных кейсов в этой области в России в это просто вообще никто не верит.

— Ваша миссия «делать космос полезным и прибыльным». Как воплощается эта мысль в ваших коммуникациях?

Д.Ч.: Наш слоган – это «Космос для Земли». И это то, что мы вкладываем во все виды коммуникации ежедневно. Мы стараемся донести, что космонавтика настоящего и будущего – это космонавтика, построенная на сервисах, которые будут работать на основе космических данных и ежедневно улучшать жизнь на Земле. Мы не планируем улететь на Луну или на Марс. Мы любим нашу Землю, и мы хотим, чтобы в первую очередь у нас всё было хорошо тут, на Земле.

Сейчас космонавтика для жителей Земли кажется чем-то далеким и недоступным, но большинство людей даже не подозревают, что ежедневно сталкиваются с космическими технологиями и напрямую взаимодействуют с космическими спутниками на орбите.

— Как вы думаете, что формирует спрос на продукцию, подобную вашей, и как его можно «подогреть»? От чего он вообще зависит, будет ли расти в будущем и что потребуется от специалистов по коммуникациям в этом сегменте бизнеса?

Д.Ч.: На прошедшем ПМЭФ-2022 мы как раз много говорили об этом. Раньше всем казалось, что очень многое, включая спутниковые снимки, можно купить за рубежом. Но это не так. Космическую инфраструктуру нам как стране отключили. И сейчас мы остро понимаем, что нам необходимо иметь свои спутниковые группировки и в большом количестве. Сейчас летает около 160 российских космических аппаратов, этого недостаточно, чтобы обеспечить суверенитет в космической сфере. Это количество должно составлять несколько тысяч. Поэтому так или иначе спрос тут колоссальный. А спрос на спутники и анализ космических данных автоматически рождает и спрос на лёгкие и сверхлёгкие ракеты.

— На сайте компании вы заявляете, что руководствуетесь в своей деятельности экологической безопасностью и социальной ответственностью. Как этот подход отражается в ваших коммуникациях?

Д.Ч.: Нас объединяют общие ценности, и эти ценности мы через свою работу стараемся транслировать обществу. Мы стремимся к тому, чтобы исследование космического пространства способствовали улучшению жизни на Земле. Через коммуникации мы показываем, что наша работа – космические технологии – ежедневно меняют мир: делают его лучше, доступнее, свободнее и справедливее. Что касается экологической безопасности – этот вопрос довольно часто нам задают журналисты. И мы в публикациях обращали ни раз внимание на то, что запуск ракеты экологичнее полёта на самолёте. Для сравнения: масса топлива в нашей ракете Nebo 25 – 22 кг, из них 10-15 кг уйдет в Co2, а полёт на самолете дает 150 кг Co2 на 3000 километров (с человека).

— Какие технологии коммуникаций вы считаете наиболее эффективными в вашей сфере? Какие каналы коммуникации для вас приоритетны? Подходит ли космической отрасли традиционный PR в СМИ, или нужно нечто большее, другие проекты?

Д.Ч.: Мы работаем со всеми видами коммуникации, начиная от традиционных медиа и публикаций в СМИ, заканчивая NFT-проектами и различными коллаборациями с диджитал-художниками, медийными личностями и брендами.

Каналы коммуникации мы делим исходя из нашей целевой аудитории. И с каждым из сегментов работаем по-разному: инвесторам важно видеть публикации о нас в авторитетных СМИ и проверенных источниках (ТАСС, РИА, Коммерсант, Forbes, Esquire (теперь – Правила Жизни), профессиональному сообществу важно читать про нас на сайте Роскосмоса или в авиационно-космических профильных СМИ, социально активной молодежи хочется ярких интервью и спецпроектов в журналах типа Афиши, Москвич Mag и т.д., а гики узнают про наши новости из Популярной Механики (теперь – Tech Insider), Naked Science или N+1. Когда мы готовились к пуску нашей одноступенчатой ракеты Nebo 25 в прошлом году, мы сделали два довольно громких проекта, которые помогли нам выйти на новую аудиторию: с Британской Высшей Школой Дизайна мы сделали шевроны нашей первой суборбитальной миссии, а с диджитал-художником Никитой Реплянским мы расписали ракету и отправили в ней в качестве полезной нагрузки NFT-игрушку, оригинал и 10 цифровых копий потом продали на платформе Rarible. Благодаря этим проектам нами заинтересовалась и стала следить за нами B2C аудитория, которая с темой космонавтики ранее никак не соприкасалась. 

 

— Как с точки зрения коммуникаций вы поддерживаете ваши пуски и испытания? Например, пуск ракеты в декабре стал настоящим перформансом благодаря коллаборации с NFT-художником Никитой Реплянским.

Д.Ч.: Настоящий перформанс! Да, именно такого эффекта мы и ожидали. Мы сразу рассматривали нашу ракету не только как техническое изделие, но и как настоящий арт-объект. Вокруг остальных пусков мы тоже планируем делать различные коллаборации и проекты. Таким способом мы буквально кричим: «Ребята, космонавтика – это невероятно классно и интересно! Здесь работают настоящие мастера своего дела, креативные, талантливые, с горящими глазами. Присоединяйтесь к нам в любом качестве – можно просто наблюдателем. Но однажды прикоснувшись к этой теме, вы, вероятно, останетесь в ней навсегда».

        

— Ранее вы заявляли, что не намерены ограничиваться только Россией, и что компании интересны международные рынки. У вас уже есть стратегия?

Д.Ч.: Да, мы работаем с потенциальными заказчиками на международном рынке тоже. Изначально мы фокусировались на странах Ближнего Востока, начали сотрудничество с Катаром, ОАЭ. Страны центральной Африки сейчас активно заходят в космическую сферу. Рынки Латинской Америки, Юго-Восточной Азии тоже для нас интересны. Скоро мои коллеги полетят на переговоры с потенциальными заказчиками в Индию.

— Можно сказать, что ваша компания выполняет также просветительскую миссию (участие в фестивалях, подкастах). Что это даёт вашему бизнесу? Есть ли у вас научные проекты?

Д.Ч.: Конечно, популяризация частной космонавтики в России – это одна из задач, которую мы для себя сразу поставили в рамках коммуникации с B2C аудиторией. Без этого частный космос продвигать не получится совсем. Нам также было важно, чтобы словосочетание «частная космонавтика» в сознании обывателя в первую очередь ассоциировалось с SR Space. И постепенно нам это удается. Наши специалисты участвуют в фестивалях (не так давно прошёл фестиваль «Небо»), читают лекции в университетах, школах, музеях, на конференциях и различных мероприятиях. Мы очень много даем интервью и записываем подкасты – тем самым транслируя через медиа нашу позицию относительно частного космоса в России.


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе самых актуальных новостей В2В-коммуникаций!

Чтобы получать нашу e-mail-рассылку «Дайджест #PRinB2B», отправьте заявку на почту: b2b-journal@frc-pr.com

Меню
Яндекс.Метрика