ГлавнаяСтатьиПромышленный туризм в коммуникациях производственных компаний

Промышленный туризм в коммуникациях производственных компаний

31.08.2023

Промышленный туризм зародился еще во времена быстрого роста мануфактурного производства. Тогда это было развлечением для богачей, а сейчас является одним из направлений коммуникаций производственных компаний. И промышленный туризм решает целый комплекс задач, поэтому все больше предприятий готовы вкладываться в развитие этого направления.

Юлия Бойцова
Fresh Russian Communications

Как понятно из названия, промышленный (или индустриальный) туризм представляет собой посещение индустриальных объектов с экскурсионной целью – знакомство с предприятием и изучение производства своими глазами. В нашей стране это явление существует со времен СССР, но тогда на экскурсии водили работников заводов с целью обмена опытом и знаниями. С тех пор промышленный туризм устоялся как отдельное направление и стал хорошим инструментом работы B2B-компаний со своими клиентами, партнерами, журналистами и др. аудиториями.

Промышленный туризм занимает от 10 до 15% всего турпотока, и это в масштабах мировой индустрии туризма. Например, в Америке все крупнейшие производства государственных корпораций приглашают желающих на экскурсионные программы, а отсутствие туристической направленности влечет угрозу репутации. Промтуризм развит и в Европе: в Германии больше всех привлекает концерн BMW — 260 тыс. туристов в год. А самым популярным объектом промышленного туризма в мире считается шоколадная фабрика Cadbury в Великобритании. 

В России дела обстоят немного иначе, и среди производств, задействованных в туристических программах, лидируют предприятия тяжелой промышленности. К таковым относятся Металлоинвест, Норильский Никель, группа Магнезит, горнодобывающее предприятие ЕВРАЗ, выксунский завод Объединенной металлургической компании и многие другие. Впрочем, есть возможность посетить и заводы, занимающиеся производством мороженого, конфет и даже хлебобулочных изделий. Компании приглашают к себе не только клиентов и партнеров, но и широкий круг желающих. Казалось бы, зачем? 

По мнению бренд-консультанта и специалиста по муниципальному брендингу Сергея Бердышева, сейчас компании, приглашающие туристов к себе на производство, преследуют разнообразные цели, среди которых продвижение HR-бренда, поддержка брендинга компании, увеличение интенсивности взаимодействия с B2B-аудиториями, а также улучшение корпоративной культуры. Бренды открыты к коммуникации с клиентами, партнерами и соискателями (потенциальными сотрудниками), поэтому свободно предлагают записаться на экскурсию прямо на сайте.

Например, Технопарк «Русклимат ИКСЭл» во Владимирской области регулярно проводит экскурсии по производству климатической техники для бизнес-сообщества, коллег, обучающихся и потенциальных сотрудников. К проведению экскурсий в Технопарке относятся ответственно – наняли специального сотрудника, разработали экскурсионные маршруты с возможностью выбора объектов посещения, закупили аудио-оборудование и электромобили для перемещения по территории. По словам директора по корпоративным и правовым вопросам ТПХ «Русклимат» Павла Симонова, все эти действия способствуют привлечению персонала за счет тех, кто побывал на экскурсиях, а также подписанию новых партнерских соглашений и увеличению заказов. 

Экскурсии часто посещают студенты вузов и ссузов технической направленности, знакомятся с производством в реальности и понимают, что их ждет на будущей работе. Как отмечает Игорь Черноголов, владелец холдинга «Пенетрон», который также практикует промышленный туризм, учебный полигон на предприятии имитирует возможные проблемы с гидроизоляцией на реальном объекте. Посетителям предоставляют возможность устранить напорную течь, загерметизировать вводы коммуникаций, применить ремонтные составы, что в аудитории организовать сложно. После экскурсии ее участники понимают, что работа на стройке технологична и современна. Таким образом, коммуникация через промышленный туризм успешно работает на привлечение кадров на производство. 

Говоря о поддержке брендинга компании, нельзя пройти мимо проекта Открой#Моспром, в рамках которого столичные предприятия открывают двери на свое производство. За пять лет реализации аудитория проекта составила 14,6 млн человек, которые смогли посетить сотни московских производств. О них пишут СМИ, снимают новостные видеоролики и говорят те, кто побывал на экскурсиях – в масштабах столицы это приносит значительные результаты для продвижения их брендов. Запуск экскурсионных программ на производство позволяет предприятиям выходить на новый уровень коммуникации с клиентами и развивать многоканальность нестандартным способом.

Развитие направления промышленного туризма открывает второе дыхание для коммуникаций производственных компании и даже дает новые идеи. Например, выксунский завод Объединенной металлургической компании создал благотворительный фонд «ОМК-Участие», который среди прочего организует экскурсии на производство. Для корпоративной культуры компании это логичный шаг на пути к устойчивому развитию. 

В программах промышленного туризма заинтересованы не только промышленные предприятия, но и предприятия HoReCa и сферы услуг: туристам необходимо где-то ночевать, питаться и развлекаться, добираться до места назначения и т.д. Таким образом, развитие промышленного туризма способствует развитию целых городов и регионов. В общем, куда ни посмотри, одни преимущества. 

Кстати, несколько лет назад наше сообщество B2B-коммуникаторов проводило для директоров по маркетингу и коммуникациям экскурсию в офис компании КРОК. В рамках экскурсии компания представила свои возможности по развитию проектов на основе AR и VR. Если ваша компания готова проводить подобные экскурсии, напишите нам b2b-journal@frc-pr.com и мы соберем группу.

Photo by Museums Victoria on Unsplash


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе самых актуальных новостей В2В-коммуникаций!

Чтобы получать нашу e-mail-рассылку «Дайджест #PRinB2B», отправьте заявку на почту: b2b-journal@frc-pr.com.

Меню
Яндекс.Метрика