Интернет-журнал
ЛАЙФХАКИ ИЗ FACEBOOK
Рынок медиа и PR в Польше
Рынок медиа в польше

Ко мне пришел технологический стартап за пиаром в Польше. Ранее с этой страной я не работала, а значит, пришла пора изучить здешний рынок медиа и пиара. Что в таком случае надо делать? Идти в поля! Я прилетела в Варшаву на две консультации: одна с местной журналисткой, а другая - с пиарщицей. Сегодня Катерина Сапожникова рассказала мне про рынок медиа.

1. В Польше 90% частных медиа.

2. Много СМИ с немецким капиталом. После падения режима в 1989 году концерны продавали доли и немцы выкупили большую часть изданий. Большая доля немецкого капитала в крупных печатных СМИ, интернет-порталах и частично на радио, а телевидение либо польское, либо с американским капиталом.

3. Самая охватная газета - "Fakt Gazeta Codzienna", журнал - "Newsweek", интернет-издание - wp.pl.

4. Рынок технологий и стартапов неплохо развит, чего не скажешь о тематических изданиях. Тем не менее, есть три наиболее крупных IT-издания (dobreprogramy.pl и geekweek.pl) и блог о новых технологиях spidersweb.pl.

5. Большой популярностью пользуются таблоиды.

6. Журналисты в Варшаве раскрепощенные: высказываются смело, не боятся писать открыто и критично.

7. Редакторы дают журналистам полную свободу в выборе тем. В то же время вся ответственность за достоверность информации лежит на авторе.

8. Питчить журналистов надо по почте, затем - фоллоупить по телефону. Также можно питчить в Твиттере и Фейсбуке (не являются приватной зоной).

Рынок PR

Ivanna Molodozhenya работает пиарщицей в польской финтех-компании и рассказала всё как на духу.

1. Пятерка самых крупных пиар-агентств в Польше:

* Partner of Promotion (основные клиенты — крупные польские компании, а также международные корпорации, например, Procter&Gamble);
* MSLGroup считается наиболее известным (клиенты: Emirates, Amazon, LG, Carrefour);
* Walk (Nikon, Vienna Life, Estate);
* Solski Communications (Airbus, Henkel, MasterCard) и Grupa on Board (L'Oréal, Coca-Cola).

2. В 2016 году общий доход 19 пиар-агентств, участвовавших в отчете, составил 119 737 850,00 злотых (1,9 млрд рублей). По сравнению с 2015-м, общий «гонорар» вырос на 3,9%. Гонорар агентств из тройки лидеров (Partner of Promotion, MSLGroup, Walk) составил 44 758 000,00 злотых (700 млн рублей).

3. В целом уровень агентств невысокий. Например, одно агентство для технологической компании средней руки делало 50 публикаций полгода.

4. Средняя зарплата пиарщиков — 4200 злотых (~67 000 рублей), однако на руководящих должностях средняя зарплата в пиаре немного больше — 7000 злотых (~114 000 рублей). Только 25% всех пиарщиков удается зарабатывать выше среднего: в зависимости от индустрии, зарплата "обычных" пиарщиков доходит до 5700 злотых (~91 000 рублей), а топ-менеджеров и руководителей — до 10 000 злотых (~160 000 рублей).

5. Самые большие зарплаты у пиарщиков, которые работают в области банковских услуг, легкой промышленности и услуг для бизнеса (консалтинг).

6. Основные услуги, которые заказывают в агентствах, — имидж и позиционирование компании, кризисные коммуникации.

7. Форматы, которые не работают — пресс-конференции (журналисты почти не приходят), пресс-релизы. Популярны экспертные публикации.

8. Компании любят делать конференции и ивенты, причем не столько для клиентов, сколько для бизнес-партнеров и нетворка.

9. В технологической индустрии идет негласное соревнование, кто круче сделает конференцию/мероприятие. Чем больше крутых спикеров и гостей из бизнес-тусовки, тем лучше.

10. Телеграмом в Польше вообще не пользуются. Очень развит LinkedIn — там компании публикуют свои новости и имеют большой отклик и охват.

11. На одной конференции выступала пиарщица с исследованием на тему «Чего не хватает журналистам во время кризисной ситуации в компании», за что журналисты были ей очень благодарны. В Польше, как и в России, пиарщики любят отмалчиваться и не отвечать на звонки/сообщения во время кризисов.

Источник: Дина Мостовая, Facebook


Дина Мостовая
PR-консультант
Made on
Tilda